Подборка
Сложные вопросы на собеседовании: зачем нужны и как отвечать, часть 1
Руководитель группы подбора и адаптации персонала Мария Россошанская объясняет, зачем рекрутёры на собеседованиях задают неудобные вопросы, и советует, как к ним подготовиться.
Время — самый ценный ресурс
AVANT берёт на себя всю работу по подбору персонала, чтобы вы могли сосредоточиться на развитии своего бизнеса. Напишите о своих потребностях на info@aoavant.ru, и мы расскажем, как можем вам помочь.
Думаю, каждый из нас хоть раз в жизни ходил на собеседование. Есть в этом деле совсем новички, а есть «опытные игроки», имеющие регулярную практику прохождения интервью. Для всех этих людей ситуация встречи с потенциальным работодателем — это, во-первых, большой стресс, во-вторых, сложная, непредсказуемая ситуация, в которой кандидат ждет от собеседника каверзных вопросов. К счастью, мало кто сейчас практикует варианты стрессовых интервью, обычные собеседования проходят в достаточно стандартной форме, поэтому у нас есть возможность поразмышлять о том, какие вопросы вас ждут на этой встрече и как лучше на них отвечать. Я выбрала топ-7 вопросов, которые, как мне кажется, чаще всего вызывают затруднения у кандидатов.
Однако перед тем, как начать, хотела прояснить, что интервью — это встреча-знакомство человека и компании, где каждый хочет выяснить потребности другой стороны, понять, насколько эти потребности/интересы совпадают, и в случае заинтересованности «продать» себя оппоненту. Важно понимать, что знакомство это взаимное, а не кастинг или смотрины — обе стороны находятся на одном уровне как партнеры.
Рынок труда давно перестал быть рынком работодателя, дефицит опытных, мотивированных специалистов и менеджеров растет из года в год, поэтому любая компания, ориентированная на развитие, смотрящая далеко вперед и понимающая важность человеческих ресурсов, прикладывает немало усилий для формирования успешного HR-бренда, продажи своей компании. Встречи с потенциальными сотрудниками — интервью — это очень важный фактор, обусловливающий формирование репутации на рынке работодателя. Компания так же, как и кандидат, продает себя на интервью. Именно из этой позиции, партнерской, равнозначной, и стоит исходить во время построения своего позиционирования на встрече с работодателем.
1. Вопрос про деньги, зарплатные ожидания
Деньги для нас (возможно, это даже наша ментальная история) — тема достаточно интимная что ли, мы всегда стесняемся говорить лишний раз об этом, это что-то очень личное, даже сакральное. Ну как говорить об этом с чужим человеком, тем более в ситуации такого стресса? Но вопрос этот совершенно нормальный, надо здраво оценить свою стоимость на рынке и не бояться уверенно озвучивать свои пожелания.
Обычно компанию интересует, сколько вы получали на прошлом месте работы, и все понимают, что, скорее всего, вы при переходе захотите некого повышения. Хорошее повышение условий при выходе на новое место для сложившегося специалиста — это 20−25% плюс. Имеет смысл на интервью открыто говорить об этом так же, как и о своем опыте и достижениях.


Пусть это звучит, возможно, цинично, но мы — продукт, который обладает навыками, знаниями, умениями и ценностью для компании и бизнеса, и, как и любого другого продукта, у нас есть стоимость. При этом важно понимать, что человек, сотрудник должен быть мотивирован в том числе финансово на выполнение новых задач в новой компании, поэтому некое повышение условий на новом месте — нормальная практика. Все-таки переход на новое место работы — это тоже большой стресс и риски для человека: а вдруг что-то пойдет не так, не оправдаются ожидания, руководитель окажется не таким милым в работе, каким он был на интервью, или обеды в офисе невкусные? Эти риски в том числе должны быть заложены в повышение финансовых условий для сотрудника. Не стесняйтесь все это проговаривать, но не забывайте при этом про риски компании тоже.
В целом это обычные коммерческие переговоры, где вы продаете себя, озвучиваете свою стоимость, аргументируете свою ценность, а компания принимает решение, купить эту ценность за эти деньги или поискать что-то дешевле.
Если же вы понимаете, что компания делает вам предложение с повышением (должность, новый функционал, который вы давно хотели попробовать, но объективно для этой позиции у вас недостаточно опыта, и, соответственно, работодателю придется больше вложиться для того, чтобы вы начали приносить ему пользу), то вполне нормально, если повышение будет отсутствовать. Компании достаточно много ресурсов тратят на подбор и адаптацию, обучение новых сотрудников, в среднем новый сотрудник начинает окупаться примерно через полгода успешной работы.
2. Назовите свои сильные и слабые стороны
Этот вопрос по праву входит в топ-3 самых сложных для кандидатов. И если о сильных сторонах они еще как-то могут сказать, то необходимость вскрыть свои скелеты в шкафу и несовершенства чаще всего просто неподвластна людям. Однако к этому вопросу можно подготовиться в спокойной обстановке и все же подумать, что вы будете рассказывать на интервью каверзному рекрутеру или большому генеральному директору.
Итак, не забываем, что подбор персонала — это, по сути, продажа. С одной стороны, я опять же рекомендую всегда оставаться собой, не выдавать желаемое за действительное, ни в коем случае не врать, с другой стороны, все мы знаем, что одну и ту же информацию можно презентовать совершенно в разном ключе и она может совершенно по-разному восприниматься людьми в зависимости от вашей презентации. Поэтому анализируем запрос работодателя — какой человек им нужен и на какие задачи, готовим заранее список своих сильных сторон и определяем, что мы сами себе посоветовали улучшить бы с точки зрения навыков. Здесь речь не идет о глубокой психологической проработке или анализе, а о прикладных вещах, которые важны работодателю.
Допустим, моя сильная сторона — это азарт: я всегда добиваюсь поставленных передо мной целей в необходимый срок. Такой ответ идеально подойдет любому представителю коммерческих структур — все они ориентированы не на процессы, а на результаты. Такой ответ, подтвержденный тут же примером из предыдущего опыта, будет медом для ушей собеседника. К тому же важно любые свои ответы, тем более те, что касаются достижений, личных качеств, подтверждать конкретными примерами. У работодателя сразу формируется убеждение в том, что это не пустые слова.
Что касаемо слабых сторон (или сейчас мягко этот вопрос задают в формате «расскажите о своих зонах развития и роста»), я рекомендую заранее, зная вакансию и компанию, подумать, что из ваших зон роста не будет критичным противопоказанием для данной вакансии. Например, не рекомендуется идти на позицию бухгалтера и при этом говорить о том, что слабая сторона — это работа с цифрами. Казалось бы, это очевидно, но подобные курьезные случаи происходят в жизни рекрутеров регулярно.
Если вы знаете, например, что в компании на данной позиции не нужно владение иностранными языками, всегда можно обозначить недостаточное владение английским языком и, конечно же, желание его улучшить. Это будет не критично для работодателя, с другой стороны, покажет ваше стремление развиваться и узнавать новое, расти.

Если в компании достаточно гибкий график работы, возможен гибрид или гибкое начало дня, а кандидат — не самый пунктуальный человек и любит поспать, вполне возможно признаться в этом на собеседовании: во-первых, сразу станет понятно, насколько реально все так гибко в компании, во-вторых, это покажет на встрече открытость и честность — такое всегда очень импонирует.
Составьте список своих плюсов и минусов как кандидата, попробуйте посмотреть на себя глазами работодателя и умело предлагайте те или иные пункты в разных компаниях в зависимости от нюансов конкретной вакансии.
3. Расскажите о своих достижениях и неудачах
Это важный вопрос, к нему надо обязательно готовиться, причем лучше подготовить подобные примеры для каждого места работы. Наверняка, такие примеры будут, ведь речь не идет о чем-то глобальном, масштабном, те же победы могут быть маленькими.
Тут важно, чтобы это достижение не было просто вашей рядовой обязанностью (а то встает вопрос, почему вы выделяете это как успех — это просто ваша работа), но примером какой-то успешной инициативы — что-то, что улучшило процессы в компании, сократило издержки, исправило какую-то проблему, пусть и небольшую.


С точки зрения неудач: важно уметь анализировать, вычленять их, анализировать, признавать и делать работу над ошибками! Именно в таком ракурсе надо рассказывать о своих ошибках, промахах. Все люди совершают ошибки, но мало кто их видит или делает какие-то выводы о том, как их не допускать в будущем. Как и в остальных пунктах, все примеры должны быть максимально конкретны, с использованием цифр, конкретных кейсов и т. д.

Продолжение следует…
Мария Россошанская
руководитель группы по подбору и адаптации персонала